Две стороны порта Южный
Валентина Михайлова
В морском торговом порту Южный так и принято говорить: «та сторона», «эта сторона». Под «той» подразумеваются причалы, которые обслуживают припортовый завод. Они на самом деле находятся на другой стороне Аджалыкского лимана и только в ясную погоду хорошо видны из окон административного корпуса порта. «Эта сторона», где был в свое время построен мощный угольно-рудный комплекс, по сути, положила начало самому порту. Только вагоноопрокидыватели здесь способны выгружать в сутки 200 вагонов. Даже при крановой системе, бывало, обрабатывали 50-тысячники всего за двое суток. Обычно здесь переваливали 3—3,5 млн тонн угля. С 1991 года начался спад. Но Южный к тому времени как бы переспециализировался на удобрения и больших потрясений не испытал. Грузооборот рос благодаря «той стороне», где отгружались аммиак, карбамид, метанол. Но и с этими грузами не были застрахованы от перебоев.
Первым потеряли метанол, себестоимость которого стала намного превышать продажную цену. В начале 1998 года из-за падения мировых цен на химические удобрения (тонна карбамида — со 100 долл. упала до 70 долл, аммиака — со 150 долл. до 100 долл.) резко стала уменьшаться перевалка, прежде всего, карбамида. И хотя к осени ситуация на этом рынке вроде бы стала выправляться, по подсчетам специалистов, порт в этом году потеряет на «той стороне» до одного миллиона тонн.
Эти колебания нашли свое отражение в общих показателях работы порта в первом квартале этого года. Южный оказался единственным из морских портов Украины, сократившим объемы перевалки по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Но уже в августе положение выправили. А за девять месяцев прирост составил пять процентов.
— Нас спасли металлы. В три раза выросла их переработка, — рассказывает заместитель начальника порта Сергей Матвеевич Шепель. — Это нетрадиционный для порта груз. Пришлось учиться, создавать свою технологию, изготавливать, приобретать грузозахватные приспособления. Когда начинали работать, в сутки делали одну тысячу тонн, сейчас четыре тысячи. Слябы, заготовку, а это трудоемкая работа, можем теперь перегружать и шесть, и восемь тысяч тонн. В целом объемы переваленного металла в этом году как раз и составят около одного миллиона тонн.
Привлекли большие объемы металлизированного окатыша. Груз довольно опасный. При соединении с влагой температура внутри штабеля может дойти до 400—500 градусов и даже выжечь бетонное основание. Но согласились взять этот груз, потому что поставщик — комбинат в Старом Осколе — пообещал под окатыши дать заготовку. И сегодня Старый Оскол среди главных клиентов Южного: 200 тыс. тонн окатышей, более 400 тыс. тонн металла.
Через порт сегодня идут и минеральные строительные грузы. Клинкер не удалось пустить через опрокидыватель, но и кранами грузят довольно интенсивно. Начинали с 50 тыс. тонн, в этом году должны довести объемы этого вида груза до 700 тыс. тонн.
Несмотря на некоторое изменение структуры груза, насыпные остаются главными для порта. Первая нитка кранов, работающая на 5-м, 6-м причалах с насыпными бокситами, клинкером, углем загружена на все сто процентов. Вторая нитка, где работают с генеральными грузами, загружена процентов на шестьдесят. В какой-то степени сказалось падение мировых цен на металл. Но просторно здесь еще и потому, что порт в этом году расширил складские емкости под генеральные грузы на 6 тыс. кв. метров. Когда-то на своих площадях хранили безболезненно 350—450 тыс. тонн углей. Сегодня могут разместить 200 тыс. тонн навалочных грузов и 250 тыс. тонн металла.
Для обработки генеральных грузов пришлось увеличить и число работающих. Докеров было 120 человек, теперь 296. Общая численность работающих в порту сегодня три тысячи человек. А ведь в прошлом году даже хотели на четырехдневку переходить, отправлять в отпуска без содержания.
Благодаря разнообразным выгодным для клиентов условиям, уступкам в тарифной политике, не только со стороны порта, но и железнодорожников, началось постепенное возвращение старых видов грузов.
Как известно, обвальное снижение объемов перевозок угля произошло из-за высоких тарифов, установленных, как российскими, так и украинскими железнодорожниками. Теперь тарифы несколько снижены. Также удалось предоставить льготные сроки хранения. До этого бесплатно хранить груза можно было три дня. Но уголь из России идет 15—18 суток. Чтобы накопить судовую партию, нужно много времени. Минтранс пошел в последнее время на уступки: льготное хранение разрешено до 60 дней.
И уже в 1998 году порт Южный надеется увеличить объемы угля до 500—600 тыс. тонн. Для сравнения, в прошлом году сделали 9,5 тыс. тонн. Идет в основном кузбасский уголь. Пошел и донецкий, но в мизерных объемах.
Стала постепенно увеличиваться и доля импорта. В этом году пошли бокситы из Австралии, Бразилии. В тот день, когда состоялась наша беседа, в порту загружалось бокситами последнее в этом году судно для Запорожья. Работа на этой линии пока сезонная: ограничивает замерзающий Днепр. Обновление контрактов состоится уже весной.
— Считаю, у нас получилась удачная схема: груз приходит морем и морем уходит, — продолжает рассказ Сергей Матвеевич.— Объемы пока небольшие (в этом году получится 100 тыс. тонн). Нам, правда, предлагают поработать на этой линии и зимой. Но, к сожалению, схема подачи и уборки вагонов с причалов не предусматривает обработку больших объемов.
Согласно проекту для рудно-угольного комплекса, с которого начинался порт, мы должны переваливать 5 млн в год. Уже в этом году сделано на «этой стороне» 4,8 млн тонн, на «той» — 1,6 млн тонн. Мы можем, конечно, сказать, что порт загружен нормально. Но надо думать о будущем, а значит одновременно решать две проблемы: привлекать грузы и расширять возможности порта.
Когда проектировался угольно-рудный комплекс, то не предусмотрели на причалах работу опрокидывателей. Разработан проект модернизации этой линии. Мы хотим подойти к станции второй железнодорожной веткой (около 2 км). Благодаря реконструкции мы сократим время подачи, уборки, а следовательно — увеличим количество выгруженных вагонов.
Также разработан бизнес-план строительства терминала для перевалки металла до 1 млн тонн. Уже начаты работы на 6-м причале, он будет удлинен на 130 метров. Это будет универсальный причал под генеральные грузы с крановой системой. Площадки там сделали, пути на одной из железнодорожных ниток продлили. Есть и другие проекты.
Мы выбрались своими силами из тяжелой ситуации, которая сложилась в начале года. Однако, осознаем, что для дальнейшего развития, нам без серьезного инвестора не обойтись.
Порты Украины, №6, 1998 г.