Украина не бережет свой статус морской державы
Народный депутат Украины, первый заместитель председатели Комитета Верховной Роды по безопасности и обороне Сергей Гриневецкий
Столыпин писал: «Только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках море, который может его отстоять». К сожалению, сегодняшняя правда заключается в том, что Украина отстоять свое море, во-первых, практически не может, а во-вторых, что самое удивительно, не очень-то и хочет.
Правда, странно? Казалось бы, тезис «Украина — морская держава» воспринимается как аксиома. И неудивительно. Из причерноморских государств Украина имеет самую большую протяженность приморской полосы, развитый морехозяйственный комплекс. В частности, 19 из 40 морских портов Причерноморья расположены именно у нас.
Вместе с тем тенденции развития морской отрасли свидетельствуют о другом — постепенном превращении Украины из морской державы в «страну у моря». От некогда самого большого в мире Черноморского пароходства остались одни воспоминания. Сложные времена переживают и другие национальные судоходные компании.
Экономический кризис повлиял также на работу портов. За девять месяцев 2009 года грузооборот портов Украины сократился на 21 % — до 80 млн тонн. Конечно, проще всего было бы свалить все на кризис, если бы за это же время грузооборот российских портов не увеличился на 8% — до 368,6 млн тонн, а грузооборот портов Южного бассейна, составляющих главную конкуренцию украинским портовикам, — вообще на 14%, до 134,8 млн тонн.
И все это на фоне постоянно обостряющихся отношений, например, с Румынией. Она, Румыния, как раз свой морской статус всячески оберегает и развивает, хотя ее береговая линия не идет ни в какое сравнение с украинской. Сравнительно недавно нынешний президент Румынии Траян Бэсеску заявил на теледебатах: «Украина должна уважать интересы Румынии в регионе. Мы не согласны со строительством Украиной канала Быстрое в дельте Дуная».
Если следовать логике, то «уважение интересов Румынии в регионе» должно проявиться в свертывании строительства украинского канала Дунай — Черное море. То есть фактически Украина должна поставить крест на своих планах по развитию региона и отдать пальму первенства соседям. Это, к сожалению, и есть правда.
Правда и в том, что строительство глубоководного судоходного хода Дунай — Черное море — это фактически единственный реализуемый пункт из Программы комплексного развития Украинского Придунавья на 2004 — 2010 годы (продлена до 2011 года).
На мой взгляд, единственным выходом из этого «морского пике», в котором, по воле невнимательности, небрежности или даже халатности центральной власти оказалась наша страна, является повышенное и скрупулезное внимание к малейшим нуждам морской отрасли со стороны государства. Создание Морской доктрины Украины ничего не решит само по себе. Ее воплощение должна обеспечивать Морская коллегия, созданная указом президента и возглавляемая высшим руководством страны. В нее, кроме официальных глав основных министерств, пограничной службы, ВМФ, рыболовного флота, должны войти губернаторы приморских и основных грузоформирующих областей (Запорожской, Днепропетровской, Донецкой), а также представители основных ФПГ (по согласию), основных ассоциаций судовладельцев, портов, судостроителей, отраслевой науки.
И только тогда у Украины появится возможность — нет, еще не стать главной в Черном море, как она того, безусловно, заслуживает и по количеству портов, и по протяженности береговой линии, но, по крайней мере, иметь право решающего голоса в этом стратегически важном для всего мира регионе.
«Вечерний город» №7, 26 января 2010